Один из лучших немецких профессионалов по выездке рассказывает, как сделать лошадь более активной, ритмичной, не теряя при этом расслабления.
Лошадь в выездке, которая может сохранить расслабление во время сбора, является идеальным вариантом. Она динамичная, гибкая, с активной спиной, устойчивая и красивая. Всаднику не нужно тратить много сил на управление. Он просто спокойно сидит, потому что лошадь хорошо сбалансирована.
Ангард (Angard) - 11-летний ганноверский жеребец, принадлежащий Элизабет Эрнрут.
Релаксация полезна не только для мышц, сухожилий и костей лошади, но и для её внутреннего мира - для её психики. Релаксация - это основная цель, к которой мы стремимся с самого начала обучения лошади. Тем не менее, многое может пойти не так, когда всадник пытается собрать лошадь и сделать её более активной и выразительной. Напряжение нарастает, потому что собранная работа намного сложнее, чем разминка, в которой лошадь немного на переду.
Для меня ключ к расслаблению на самом высоком уровне - это абсолютная уверенность в том, что во время разминки вам удаётся добиться расслабления, что вы добиваетесь раскованности и гибкости в разминке, прежде чем начать какую-либо собранную работу. Если ваша лошадь не достигла этих качеств в лёгкой работе, достижение их в более сложной работе будет невозможным.
Посмотрите на некоторых из лошадей Гран-При во время разминки на конном шоу, вы можете быть совершенно уверены, что некоторые из них никогда не расслаблялись и не растягивались. В результате, когда всадник пытается добиться сбора, его лошадь становится выше и короче в шее и напрягается в спине. Он может показать что-то, похожее на каденцию, но это не будет иметь ничего общего с активной работой задних ног и спины.
У всех всадников Гран-При, как любителей, так и профессионалов есть эта проблема, поэтому приходится работать над ней так тщательно. Я стараюсь сделать своего коня сильным, активным и ритмичным в самых сложных движениях, не теряя при этом гибкости и активной спины.
Разминка
Не имеет значения, еду ли я на 4-летней лошади или на лошади Гран-При, первые 15 минут моей разминки практически одинаковы:
- Я начинаю со строевой рыси. Зритель не был бы слишком впечатлён моей начальной работой на рыси, потому что она может быть немного на переду и не иметь каденции, ритма. Моя лошадь может быть плоской, потому что я не прошу активности. Я просто делаю упражнения на расслабление. Позже, когда я буду делать сбор, она уже не будет похожа на ту же лошадь, она получит 8-ку за собранную рысь. Но сейчас, на данном этапе, этого вполне достаточно, сейчас это выглядит приемлемым.
- Я обращаю особое внимание на то, что лошадь была прямой на прямых линиях и слегка изогнута на изогнутых линиях. Чтобы её задние ноги следовали за поводом вправо и влево в равной степени, так, чтобы она не была зажата с какой-нибудь стороны.
- Лошадь следует за поводом в хорошем контакте. Разминка предназначена не только для расслабления, но и для развития хорошего, устойчивого контакта с поводом. С самого начала, когда я беру в руки повод на шагу и строевой рыси, я стараюсь, чтобы контакт с поводом был устойчивым. Мне не нравится свободный повод или держать лошадь позади вертикали. Очень важно, чтобы ваша лошадь держала низко шею и двигалась вперёд к поводу.
- В течение всего времени я еду по изогнутым линиям, чтобы лошадь была на внешнем поводе, так что когда я отдаю внутренний повод, она остаётся на внешнем поводе и сохраняет при этом внутреннее сгибание.
- Во время разминки я хочу быть уверенным, я могу растянуть шею лошади на всю длину повода, в зависимости от ситуации. В идеале мне нужно только сделать полуоддержку, немного ослабить руку и толкнуть вперёд, чтобы попросить лошадь следовать за поводом вперёд и вниз. Лошадь, которую вы можете растянуть, по-настоящему раскрепощена и хорошо идёт от задних ног. Позже я хочу быть уверенным, что она сможет растягиваться в сборе, что я смогу поднять шею повыше или растянуть её ниже и длиннее (больше) в шее даже в самых собранных движениях.
- Я также делаю переходы: рысь-галоп и галоп-рысь. Я знаю, что моя разминка будет закончена тогда, когда переходы между расслабленной рабочей рысью и расслабленным рабочим галопом будут идеальными, так чтобы шея лошади была внизу, и находилась либо впереди, либо точно на вертикали. Если она на мгновение останется позади, это неплохо, но важно, чтобы лошадь не становилась короткой в шее или не была за вертикалью.
Я обращаю особое внимание на нисходящие переходы от рабочего галопа к рабочей рыси, следя за тем, чтобы лошадь не становился короче в шее или медленнее в темпе. Я не думаю об этом как о переходе назад (a transition backward), а скорее от аллюра к аллюру. Наши восходящие переходы между рабочей рысью и рабочим галопом должны остаться полностью в поводу, в одной рамке, не замедляя темп и не ускоряя. Лошадь должна сохранять такое же постановление и сгибание и такой же импульс движения вперёд.
Это звучит очень просто, но если спросить нескольких всадников Гран-При о сложности этих «простых» переходов, то обнаружите, что никто из них не считает, что это легко. Переходы между рабочим галопом и рабочей рысью многое говорят о степени обучения. Если я смогу сделать их хорошо, это знаю, что смогу начать готовиться к сбору.
Обычно я достигаю цели своей разминки с лошадью уровня Гран-При примерно через 15 минут. Однако если у моей лошади было несколько дней или даже недель отдыха, она может быть излишне активной (слишком напряжённой) – излишне быстро двигающейся и тяжёлой в руке. Может пройти неделя или больше, прежде чем она начнёт работать спиной в достаточной степени, станет расслабленной, мягкой и лёгкой. Только после этого уже можно будет начать собирать её посильнее. Я могу вернуться к работе пиаффе, пассажу и пируэту всего за несколько дней, но качество будет недостаточно хорошим. Тренировка по выездке не похожа на тренировку собаки. Если я скажу «сидеть» 10 раз, моя собака учится сидеть, но лошади должны растягиваться, расслаблять мышцы и становиться сильными (крепкими).
Чтобы сделать хорошее пиаффе с низкими задними конечностями (с хорошо подведённым задом), требуется аккуратность (доскональность), гибкость и сила. После перерыва лошадь не сможет этого сделать. У взрослой лошади Гран-при разминка может занять более 15 минут, потому что работа по опусканию задних конечностей (подведению задних конечностей) затруднена. С 5-летним молодой лошадью мне может понадобиться полчаса на разминку, а затем 15-20 минут на сбор. С новой лошадью, которая не тренируется по моей системе, вся тренировка может быть разминкой.
Сбор
После разминки можно начинать сбор, делая переходы вперёд и назад, которые пропускают аллюры, например, от галопа к шагу и от шага к галопу. Затем, шаг за шагом, я использую полуодержки и выездковые движения на рыси и галопе, усиливаю сбор, каденцию и работу спины. Если у лошади действительно увеличилась проводимость, и она заработала спиной, мои действия по усилению сбора достигли хорошего результата:
- я укорачиваю повод и держу руки неподвижно;
- высылаю лошадь немного вперёд, наталкивая ногой (противоположной), на повод и сажусь немного глубже;
- Если лошадь проводима, он не может двигаться вперёд, поэтому она движется вверх, активно работая спиной и задом, демонстрирует хорошую каденцию.
Когда шаг (тем) удлиняется и укорачивается, тяжёлая точка - или центр тяжести - изменяется, и лошадь должна при этом удерживать равновесие. Сбалансированная лошадь в сборе будет нести себя, когда вы отдаёте поводья в Uberstreichen; он не изменит свою рамку или свою скорость. Затем мы снова растягиваемся. По мере того, как я увеличиваю силу и сбор, я слежу за расслаблением своей лошади, чтобы поддерживать расслабленность и гибкость.
Когда я двигаю лошадь, чтобы добавить каденции и энергии, чтобы сделать её бедра более активными, а зад более подведённым, она может стать сильнее и горячее. Если это произойдёт, я снова заставлю её расслабиться, заставив немного опуститься и больше потянуться. Я более свободно двигаюсь вперёд на несколько шагов, а затем снова пытаюсь сделать максимальный сбор. Я делаю пиаффе, пассаж или пируэт только тогда, когда рысь и галоп достаточно хороши. В конце концов, это приведёт к максимальному сбору без потери расслабления.
Когда не работает спина
Когда что-то идёт не так, проблема часто заключается в проводимости мышц спины от зада лошади к поводу. Лошадь на самом деле не перед ногой. Всадник теряет качество контакта и не может собрать лошадь на внешнем поводе (on the outside rein).
Вы поймёте, что потеряли качество, когда ваша лошадь не идёт вперёд или не работает спиной, и становится неудобно сидеть. Вместо того чтобы стать активнее, её шаг укорачивается.
Большинство лошадей упираются в повод и слишком высоко сгибаются в шее, и тогда всадник должен держать сбор своими руками.
Однако некоторые лошади становятся слишком низкими и находятся за вертикалью. Оба эти признака проблемы с мышечной проводимостью спины от зада ко рту лошади.
Как только эта линия будет нарушена, так или иначе (слишком высоко или слишком низко), вы захотите вернуться к тому, чтобы ваша лошадь опустилась ниже в шее, двигалась перед ногой и тянулась вперёд к поводу с носом вперёд, чтобы вы могли собрать её внешним поводом.
Вот как я контролирую эту ситуацию:
- Я начинаю гнуть лошадь на вольтах влево и вправо. Мои ноги воздействуют на лошади на изогнутых линиях так, так что она начинает принимать внешний повод. В немецких книгах говорится, что нужно сделать полуоддержку на внешнем поводе, что звучит просто, но достижение этого является большой проблемой для большинства всадников. Лошади не всегда принимают этот внешний повод, особенно в трудных ситуациях, таких как на принимание влево, когда лошадь действительно более устойчива на внутреннем левом поводе, а не на внешнем правом. Это легче сказать, чем сделать, но определённо легче добиться принятия внешнего повода, находясь на изогнутой линии, а не на прямой.
- Затем я прошу лошадь опустить шею и потянуться вперёд. Шея должна быть низкой, прежде чем я смогу вывести её вперёд и снова протянуть носом вперёд. Если лошадь собрана, он будет нести себя и оставаться таким же в течение двух или трёх шагов, но после этого он должен следовать за рукой вниз и вперёд, чтобы восстановить мышечный мост. Если она не хочет тянуться вниз и вперёд (а это часто случается в начале), тогда я продолжаю полуоддержки и толкаю её, стараясь скруглить шею и опустить её ниже.
В идеале, если вы начинаете с молодых лошадей, вам никогда не придётся находиться в ситуации, когда лошадь укорачивается в шее или находится за вертикалью, но это случается. Например, после прибавленной рыси по диагонали, я пытаюсь собрать лошадь. Переход не работает, потому что её шея становится высокой и короткой, она идёт позади вертикали, а её задние ноги находятся позади неё. Я чувствую, что должен сделать шею ниже как можно скорее. Я высылаю её совместно с полуоддержкой, что может сделать её ещё короче в шее и позади вертикали. Затем я высылаю её обоими ногами, в направлении внешнего повода в изгибе угла манежа с несколькими шагами пассажа и попытаюсь опустить шею и снова привести её к вертикали.
Моя цель состоит в том, чтобы я всегда мог опустить лошадь ниже и двигаться вперёд без потери равновесия. Эта способность особенно важна в движениях с максимальным сбором - пиаффе, пассаж и пируэт. Девяносто процентов наездников не могут опустить шею лошади в пиаффе или пассаже.
Например, когда у моего ученика возникает эта проблема с пиаффе, я прошу его согнуться вправо, оставаясь в пиаффе, согнуться влево в пиаффе, а затем опустить шею.
Важным моментом является то, что сгибание помогает лошади принять внешний повод и идти впереди ноги. Как только она окажется перед ногой, движения высокого уровня будут свободными и амплитудными. Они будут выглядеть легко.
Живя недалеко от Падерборна, Германия, Хубертус Шмидт начал ездить верхом вместе со своим отцом и местным инструктором в 1976 году. Он также посещал тематические конференции с такими мастерами по выездке, как Гарри Болдт, Райнер Климке и Иоганн Хиннеманн, и четыре года подряд выигрывал немецкий профессиональный чемпионат ( С 1997 по 2000 год). Он и его кобыла, Вансуэла Суерте, представляли Германию на Олимпийских играх 2004 года в Афинах, зарабатывая золотую медаль команды. Он также подготовил множество лошадей к Гран-При.